Выводы и обобщения.

1.    Познание и измерение. Основа всего человеческого знания есть уровень восприятия осознания. Именно в форме ощущений человек схватывает доказательства своих чувств и понимает действительность. Стандартный блок человеческого знания - понятие «сущность», подразумеваемое в каждом восприятии. Неявное понятие «сущность» проходит три этапа развития человеческого разума: сущностъ-идентичностъ-единица. Способность рассматривать сущности как единицы является отличительным методом познания человека. Единица есть сущность, рассматриваемая как отдельный член группы из двух или более похожих членов. Измерение - идентифицирование, отождествление количественных отношений средствами стандарта, эталона, который служит в качестве единицы. Целью измерения является расширение шкалы человеческого знания вне прямых воспринимаемых данностей.

2.    Формирование понятия. Подобие есть отношение между двумя или более субъектами, которые обладают одинаковыми свойствами, но в различных градусах или измерении. Процесс образования понятия состоит из умственной изоляции двух или более сущностей средствами их отличительного свойства и сохранением этого свойства, опуская их конкретные измерения, - по принципу, что эти измерения должны существовать в некотором количестве, но могут существовать в любом количестве. Понятие есть умственная интеграция двух или более единиц, обладающих одинаковыми отличительными свойствами(ом), с опущением их конкретных измерений.
Абстрагирование из абстракций. Когда понятия интегрируются в более широкие, они служат как единицы и рассматриваются эпистемологически как если бы они были единичной (умственно) конкретностью, данностью - всегда помня, что метафизически (то есть в действительности) каждая единица представляет неограниченное число объектов, данностей определенного вида. Когда понятия интегрированы в более широкие, новое понятие включает все характеристики составляющих его единиц; но их отличительные свойства рассматриваются как опущенные измерения, и одно из общих свойств становится отличительным для нового понятия. Когда понятие подразделяется в более узкое, это отличительное свойство остается и дается более узкий диапазон указанных измерений или комбинируется с дополнительными свойством(ами), чтобы формировать индивидуальные отличительные характеристики новых понятий.

3.    Понятия сознания. Каждое состояние сознания включает два фундаментальных атрибута: содержание (или объект) осознания и действие (или процесс) сознания в отношении к этому содержанию. Понятие, относящееся к сознанию, есть умственная интеграция двух или более примеров психологического процесса, обладающего одинаковыми отличительными характеристиками, с конкретным содержанием, и измерения интенсивности действия опущены. Интенсивность психологического процесса измеряется по сравнительной шкале. Понятия, относящиеся к познанию, измеряются сферой их фактического содержания и длиной понятийной цепи, необходимой для постижения. Понятия, относящиеся к оценке, измеряются отношением к человеческой иерархии ценностей; что включает процесс «телеологического измерения», который имеет дело не с количественными, но с порядковыми числительными, устанавливающий градуированное отношение значений к стандарту ценностей. Особая категория понятий сознания состоит из понятий, относящихся к продуктам сознания (например «знание») и понятия метода (например, логика).

4.    Определения. Определение есть утверждение, которое идентифицирует природу понятийной, концептуальной единицы. Правильное понятие должно указывать отличительные свойства единиц (различение) и определять категорию сущностей, из которых они были выделены (род). Существенная отличительная характеристика(и) единиц и надлежаще определяемая характеристика(и) понятия должны быть фундаментальной характеристикой(ами) - то есть отличительная характеристика(и) - метафизически - создает наибольшее число других отличительных характеристик и - эпистемологически - объясняет огромнейшее число других. Так же как процесс образования понятий является контекстуальным, так и все определения являются контекстуальными. Обозначение существенной характеристики зависит от контекста человеческого знания; примитивное определение, если оно корректно, не противоречит более сложному: последнее просто расширяет предыдущее. Объективное определение, действительное для всех людей, действительно ко всему соответствующему знанию, возможному на всех стадиях развития человечества. Определения не неизменно абсолютны, но контекстуально абсолютны Определение является ложным, если оно не определяет известных отношений между сущностями (в терминах известных существенных характеристик) или если оно противоречит известному.

5.    Каждое понятие обозначает некоторое количество неявных, подразумеваемых предложений. Определение есть конденсация уплотнение огромного объема наблюдений - и их действенность зависит от истинности или ложности таких наблюдений, представленных и сведенных обозначением понятийных оснований, сущностей при помощи определяющей характеристики. Истинность или ложность всех человеческих заключений, выводов и знаний покоится на истинности или ложности их определений. Радикальное различие между аристотелевским и объективистским взглядом на понятие лежит в факте, что Аристотель определят «сущность» как метафизическое понятие, объективизм - как эпистемологическое.

6.    Аксиоматические понятия. Аксиоматическое понятие есть идентификация первичного факта действительности, которая подразумевается во всех фактах знания. Оно воспринимается или напрямую испытывается, но постигается концептуально. Первые и основные понятия - «существование», «идентичное», «сознание». Они явно определяются опущением психологического аспекта временных измерений, которые неявно присутствуют во всех понятиях - и служат как постоянные, как познавательные интеграторы и эпистемологические руководящие принципы. Они охватывают целое поле человеческого понимания, отделяющее его от пустоты нереальности, к которому приводят концептуальные ошибки. Аксиоматические понятия - не вопрос произвольного выбора; они устанавливаются там, где данное понятие является аксиоматическим и не наблюдается факт, что оно принято и использовано даже в процессе любой попытки отрицать его. Аксиоматические понятия являются основаниями объективности.
Познавательная роль понятий. Диапазон того, что человек может держать в фокусе своего сознательного понимания в любой данный момент, ограничен. Суть его познавательной способности есть способность редуцировать колоссальное количество информации к минимальному числу единиц; эта задача выполняется его понятийной, концептуальной способностью. Понятия представляют конденсацию знания, «открытые» классификации, которые суммируют все характеристики значений, известных и еще не открытых; это предполагает дальнейшее изучение и разделение познавательного труда, требование познавательного контроля образования новых понятий и запрещение произвольных концептуальных группировок. В процессе определения концептуальных классификаций ни существенные различия, ни существенные подобия между сущностями не могут быть игнорированы, раз они были замечены. Подытожим в образе эпистемологической «бритвы»: понятия не могут ни умножаться сверх необходимости, ни интегрироваться, пренебрегая необходимостью.

7.    Сознание и идентичность. Атаки на концептуальную способность человека предпринимались еще со времен Канта, углубляя пропасть между человеческим разумом и действительностью. Чтобы вернуть силу философии, нужно понять причину, почему человек нуждается в эпистемологии. Поскольку он ни непогрешим, ни всемогущ, он должен открыть действенный метод познания. Два вопроса включены в каждое его заключение и вывод: «Что я знаю?» и «Как я узнаю это?» Задача эпистемологии - снабдить ответом на вопрос «Как?», после чего позволить специальным наукам ответить на вопрос: «Что?» В истории философии эпистемологические теории составляют преимущественно попытки избежать одного или другого, или обоих этих вопросов - посредством скептицизма и мистицизма. Мотивом всех атак на умственную способность человека является единственная основная первопричина: желание освободить сознание от законов идентичности. Неявная, непризнанная предпосылка современной философии - положение, что «истинное» знание должно приобретаться без каких-либо средств познания и что идентичность есть дисквалифицированный элемент сознания. В этом суть кантовской доктрины, которая представляет отрицание любого сознания, сознания как такового. Объективный подход начинает с реализации утверждения, что человек (включая его сознание) есть субъект определенной природы, который соответственно должен действовать; что невозможно избежать закона идентичности, что в любом действии человека нет места произволу, по крайней мере, во всех методах познания, - и что он должен руководствоваться объективными критериями, когда формирует инструменты познания: его понятия. Так же как и физическое существование человека освобождается, когда он осознает: «чтобы управлять природой, надо ее подчинить», - его сознание будет освобождено, когда он поймет: чтобы постигать, природа должна быть подчинена, - что правила познания должны быть произведены из природы существования и природы идентичности, его познавательной способности.


 

Курсы психологии и психоанализа. Групповые и частные консультации. Психолог в Минске - 2016 год