СИСТЕМНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Психотерапевты разных школ и направлений давно заметили, что после курса индивидуальной терапии пациенты нередко перечёркивали всё достигнутое и начинали вести себя по-старому. Более того, в результате успешной индивидуальной терапии иногда возникают новые трудности, например, могут резко усилиться супружеские конфликты. Известно, что после излечения мужа от алкоголизма в 15 % случаев супруги разводятся в течение года. Попытки понять и предотвратить подобные явления дали импульс развитию семейной психотерапии.

Фото услуг психолога в Минске

Как самостоятельное направление психологической помощи семейная психотерапия возникла в 60-х гг. XX столетия в США. У её истоков стояли такие классики психотерапии, как Муррэй Боуэн, Джей Хейли, Виржиния Сатир, Сальвадор Минухин, Карл Витакер. Объектом помощи стала семья как единый организм, а целью работы — изменение стереотипов взаимоотношений.
Семейная психотерапия называется системной, поскольку использует идеи общей теории систем — теоретического подхода, родившегося в биологии и медицине. Автором этой концепции является биолог Людвиг фон Берталанфи (1901 — 1972). Акцент в ней делается не на компонентах, составляющих целое, а на взаимоотношениях между ними. Не элементы определяют свойства системы, а, наоборот, система определяет действия входящих в неё элементов. Применение теории систем в семейной психотерапии означает, что терапевт не изучает по очереди каждого члена семьи с последующим суммированием информации для получения общей картины. Происходит обратное. Терапевт пытается понять жизнь семьи в целом, чтобы разобраться в причинах поведения отдельного её члена.


Семейная система базируется на двух главных законах: развития и гомеостаза. С одной стороны, семья всё время меняется. Люди женятся, у них рождаются дети, которые вырастают и уходят из дома. С другой стороны, семья должна сохранять стабильность и равновесие в каждый момент своего существования.
Это похоже на то, как если бы члены семьи стояли на большом подносе, лежащем на шаре. Их взаимное расположение позволяет достичь пусть хрупкого, но равновесия. Когда что-то меняется в одном из членов семьи (он делает шаг в сторону), то, чтобы сохранить равновесие, остальные тоже должны прийти в движение и занять новую позицию или заставить «нарушителя спокойствия» вернуться обратно.
Таким образом, любое наше изменение — вызов для всей семьи и требование близким измениться, хотят они того или нет. Когда ребёнок достигает подросткового возраста, родителям приходится перестраивать взаимоотношения с ним, предоставлять ему больше независимости и самостоятельности. Если муж теряет работу, члены семьи должны перераспределить свои роли. Например, жена может устроиться на работу, а муж — взять на себя часть её обязанностей по дому.
Наблюдения за семьями показывают, что их развитие идёт стадиями с отчётливо выраженными кризисными переходными периодами между ними. Задачи, стоящие перед молодожёнами, иные, нежели те, с которыми сталкиваются пары, женатые уже 20 лет. Родители маленьких детей не испытывают трудностей, волнующих родителей подростков. Известно, что наиболее сильные кризисы возникают, когда кто-то приходит в семью (рождение детей, появление отчима или мачехи) либо по каким-то причинам покидает её (смерть, развод, вступление детей в брак и др). Обычно именно в такие периоды семьи ищут помощи у специалистов. Чтобы перейти на следующую ступень развития, семье, как системе, необходимо качественно изменить свою организацию, перераспределить обязанности, приспособить к сложившимся условиям стиль взаимоотношений, а членам семьи — выработать новое представление о самих себе.
Серьёзные трудности начинаются в том случае, когда семья не может приспособиться к переменам. Предположим, что супруги переживают трудный период взаимных размолвок и непонимания, связанный с кризисом (его могли вызвать переезд в другой город, рождение очередного ребёнка, смерть собственных родителей или ухудшение финансового положения). Постепенно конфликты достигают такого накала, что грозят привести к разводу. В этот момент в действие неожиданно вступает кто-либо из детей: начинает болеть, хуже учиться или плохо себя вести.


Естественно, теперь супругам гораздо сложнее развестись, они должны отложить свои разногласия и заняться проблемой ребёнка. Это позволяет им избежать пугающей перестройки собственных взаимоотношений. И хотя возникают дополнительные сложности, связанные с необходимостью заниматься ребёнком, помощь ему может на время объединить их, обеспечив сферу совместной деятельности. Дети неосознанно, интуитивно находят «болевые точки», вызывающие у родителей наибольшее беспокойство и тем самым гарантированно привлекающие их внимание. Если родители помешаны на честности, ребёнок может начать воровать у них деньги. Если для них главное его здоровье, он болеет, если успеваемость — он получает двойки и т. д.
Итак, проблемное поведение ребёнка часто служит гомеостатическим механизмом семейной системы и обеспечивает устойчивость супружеских отношений. Несмотря на все сопутствующие негативные переживания, для системы в целом целесообразно существование проблемы. Поэтому простое её исчезновение может породить ещё больший кризис. Учитывая это, семейный терапевт работает не только с ребёнком, но и с его родителями, другими членами семьи, помогая им приспособиться к жизненным изменениям без использования в качестве семейного стабилизатора чьих-либо проблем.

Поскольку терапевт стремится помочь семье в целом, он приглашает на приём столько её членов, сколько окажется необходимым. Конфликт между матерью и ребёнком нередко развивается без видимого участия отца, но может усиливаться именно из-за ею пассивной позиции. Каждый член семьи, даже вроде бы не играющий роли в семейной драме, вносит в неё вклад. Кроме того, находящиеся в стороне от страстей близкие способны, как объективные наблюдатели, предоставить важную информацию о проблеме. Иногда круг участников терапии ещё больше расширяется. Бывает, что родители разошлись, но таят обиды друг на друга и продолжают сводить счёты. В таком случае терапевт пригласит на общую консультацию супруга, живущего отдельно.
Семейный терапевт стремится сочетать контроль над процессом работы с нейтралитетом по отношению ко всем членам семьи. Как правило, он довольно активно вмешивается в происходящее: задаёт вопросы, проверяя свои гипотезы, предлагает упражнения, просит пациентов сделать те или иные домашние задания. Выступая в роли посредника, он старается обеспечить поддержку всем без исключения, чтобы каждый член семьи имел право голоса и мог высказать личную точку зрения. Потому он часто придерживает разговорчивых и поощряет молчаливых участников обсуждения. При этом терапевт помогает всем присутствующим формулировать высказывания так, чтобы они не звучали как явные оскорбления.

Исходя из уникальных особенностей каждой конкретной семьи, семейный терапевт использует самые разные методы психотерапии. Некоторые специалисты организуют сеансы-переговоры, в ходе которых обучают членов семьи умению слушать друг друга и открыто выражать свои чувства. Другие, например, Муррэй Боуэн, проявляют глубокий интерес к семейной истории и изучают совместно с клиентами модели взаимоотношений, передаваемые в роду из поколения в поколение.

Фото контактов психолога в Минске

 

Курсы психологии и психоанализа. Групповые и частные консультации. Психолог в Минске - 2016 год