Познание и измерение


Сознание как процесс понимания – не пассивное, а активное состояние.


Оно состоит из 2-ух частей: дифференциации и интегрирования. Хронологически оно прошло три стадии:


- Ощущения


- Восприятие


- Концептуальная стадия осознания


Знания ощущений как компонентов восприятия дано нам не прямо, оно приобретено человеком много позже: это научное, концептуальное открытие. Стандартный блок человеческого знания – это понятие СУЩЕСТВУЮЩЕГО – что-то, что существует вовне, будь то вещь, атрибут или действие. Это не постигается явно, т.к. это ПОНЯТИЕ. Можно сказать, что понятие СУЩЕСТВУЮЩЕЕ есть неявно на уровне ощущений, ведь они фиксируют НЕЧТО, а не НИЧТО.  Ощущения не дают человеку понимания, что существует, они только сообщают, что что-то существует. (Неявное) понятие “существующее” претерпевает три стадии развития человеческого разума.
1.    Когда ребенок осознает предметы, вещи, которые представляют неявное понятие “объект”.
2.    Тесно связана с первой, но еще появляется способность осознавать специфические вещи, которые он отделяет от основной части своего восприятия. Отсюда следует неявное понятие “идентичность”.
3.    Осмысление отношений между этими объектами, осмысливание сходства и различия этих идентичностей. Это требует трансформации понятия (неявного) “объект” в (неявное) понятие “единица”.

Пример – наблюдаем 2 группы предметов (2 стола и 3 кресла).
Как происходит деление на кресла и столы? Через осмысление сходств и различий свойств (признаков). Ряд свойств различны – ряд схож. Например, различается размер (ширина). Так отделили одни предметы от других. По количеству – одни измерения опустили а какое-то оставили (оно одинаково у ряда предметов) – например ширина (кресла). 1одно Измерение + 1 измерение (такое же) = 2 одинаковых измерения = 2 единицы. Потом просто единицы. Так появляется работа с единицами.
Это ключевой момент выхода на понятийный уровень сознания.
Такой способ действия сознания животным недоступен. Единица – это объект, рассматриваемый как отдельный член группы из двух или более подобных членов.
(два камня – это две единицы, или 2-а квадрата земли, если их рассматривать как разные земельные участки).

 

Курсы психологии и психоанализа. Групповые и частные консультации. Психолог в Минске - 2016 год