ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Если психоанализ ставит в центр внимания внутренний, скрытый в глубинах души конфликт, то другое психотерапевтическое направление — поведенческая терапия сосредоточивается на видимых внешнему наблюдателю поступках и действиях человека. Её представители усматривают причину возникающих трудностей и проблем в том, что в неблагоприятных условиях человек обучился «неправильным» и неэффективным формам поведения. Они-то и приносят страдания ему и окружающим.
В основе поведенческого подхода лежит теория научения, которую развивали Иван Петрович Павлов и американские психологи Джон Уотсон, Баррес Скиннер, Джозеф Вольпе и Ганс Айзенк. Уотсон стал основателем направления в психологии, поставившего целью изучение поведения и получившего название бихевиоризма (от англ behaviour — ”поведение”). А Вольпе и Айзенк нашли способы практического применения бихевиористских идей в психотерапии и консультировании.

Теоретики бихевиоризма стремились придать исследованиям строгую научную объективность. Все свои суждения они проверяли в процессе наблюдений и экспериментов над поведением животных.

Фото услуг психолога в Минске

Целью поведенческой терапии является устранение мешающего поведения и обучение другому, адаптивному. Преодолеть страх выступления перед аудиторией, улучшить поведение капризного и агрессивного ребёнка, справиться с тягой к перееданию, правильно действовать в конфликтной ситуации, обрести раскованность в общении с представителями противоположного пола — всему этому помогает научиться поведенческое консультирование. Здесь акцент ставится не на постижении человеком себя, а на освоении им новых социальных навыков.

Как же происходит обучение людей и животных? Учёные выделяют
несколько типов научения, каждый из которых используется в конкретных терапевтических методиках.

Созданное выдающимся русским физиологом лауреатом Нобелевской  премии (1904 г.) И. П. Павловым учение о безусловном и условном рефлексе лежит в основе обучения через классическое обусловливание. Его смысл состоит в том, что организм начинает реагировать на исходно нейтральный и ничего не значащий для него сигнал. Если кормить собаку, одновременно включая метроном, то вскоре у неё будет выделяться слюна не на безусловный стимул — пищу, а на условный — звук метронома. Значит, сформировался условный рефлекс. Звук метронома действует на собаку даже в отсутствие пищи. Однако если такой сигнал регулярно не подкрепляется пищей, то реакция (выделение слюны) на него угасает. Собака обучилась реагировать на стимул (метроном), а потом утратила этот навык.

Иначе обстоит дело со стимулами, связанными с опасностью. В данном случае поведение формируется гораздо быстрее и сохраняется надолго — как у животных, так и у людей. Человек, случайно застряв в лифте и сильно при этом испугавшись, может начать бояться лифтов. Люди с подобным невротическим страхом, называемым фобией (от греч. «фобос» — «страх», «боязнь»), испытывают большие неудобства в обычных жизненных ситуациях. Как же помочь им утратить нежелательные реакции?

Психологи-бихевиорисгы показали, что реакции страха и тревоги удаётся не только искусственно вызвать, но и ликвидировать с помощью особых приёмов. Дж. Вольпе провёл соответствующее исследование на кошках. Вначале животных обучили искать еду в ответ на звонок. Затем, звонок включался во время кормления, и туг же на кошек воздействовали электрическим током. На четвёртый-пятый раз подопытные уже не желали заходить в клетки, где стояли миски. Более того, они отказывались есть там даже после двух-трёх дней голодания. Кошки были беспокойны и на свободе, особенно если слышали звонок. Таким образом, приобретённые невротические реакции не позволяли им есть. Это навело Вольпе на мысль, что при других обстоятельствах всё могло быть наоборот; кормление тормозило бы невротические реакции. И тогда кошек стали принудительно кормить в клетках, которые у них вызывали тревогу. Для этого голодных животных подталкивали подвижным барьером к коробке с аппетитной едой. Постепенно реакции подопытных на клетки и звуковой сигнал угасли.

Вольпе объяснял полученные результаты следующим образом: когда одновременно возникают несовместимые реакции (в случае с кошками на еду и удар током), то одна из них — доминирующая приводит к торможению других. Учёный пришёл к заключению, что, если у человека, испытывающего чувство тревоги, вызывать реакции расслабления, сексуального возбуждения или гнева, тревога исчезнет. На этом основан один из методов поведенческого консультирования — систематическая десенсибилизация - уменьшение повышенной чувствительности. Пациент должен достигать глубокого мышечного расслабления и воображать ситуации, провоцирующие тревожность, по нарастающей — от простых до самых критических. При этом каждый тип ситуаций, вызывающих тревогу, например, публичное выступление, общение с |противоположным полом, поездка в метро, полёт на самолёте, поход к зубному врачу, является самостоятельной проблемой, требующей специальных усилий.
Новый этап в изучении психологии поведения был связан с Б. Скиннером. Его интересовали не столько способы, позволяющие гасить старые реакции, сколько законы формирования нового поведения. Экспериментируя с обучением животных, он сделался виртуозным дрессировщиком и за несколько минут мог научить голубя танцевать

Скиннер считал, что на выработку поведения больше всего влияют его последствия. Поведение, которое позволяет получить удовольствие, повторяется вновь. Если же результатом являются неприятные переживания, к вызвавшему их поведению прибегают реже Всё. что увеличивает вероятность определенного поведения, называют подкреплением. Например, если подкреплять зёрнышком каждое движение голубя направо, то очень скоро он начнёт усиливать эти движения. Подкрепляя теперь только самые заметные повороты, удастся добиться, чтобы голубь совершал вращательные движения.
Скиннер подчёркивал, что подкрепления ведут к цели, когда ориентированы на потребности человека. Если подкреплять нужное поведение чем-то не ценным для данного человека, то и эффект будет нулевой. Люди, которые всегда знают, что подарить родным и друзьям, неизменно имеют на них большое влияние.
Подкрепление также должно быть своевременным и отмечать малейший прогресс. Например, наказывая сына за плохую учёбу, родители не разрешают ему пользоваться компьютером. Через какое-то время среди двоек и троек появляются редкие четвёрки. Однако мать с отцом решают, что, пока не будет твёрдых четвёрок, никаких послаблений сыну не видать. И вскоре оценки становятся прежними — не подкреплённое усилие легко сходит на нет.
Наконец, необходимо, чтобы поощрения преобладали над наказаниями. Основная причина неэффективности наказания заключается в том, что оно лишь карает за последствия, не объясняя, как лучше поступать в проблемной ситуации. Тюрьма — прекрасная модель, демонстрирующая неэффективность наказания.
Плохо действует наказание и когда оно сильно отстаёт по времени от совершённого проступка. Почему редко удаётся достигнуть желаемой результата? Прежде всего, система подкреплений не должна быть противоречивой. Представим, что ребёнок капризничает и требует конфету перед обедом. Мама раздражается и как правило, отказывает ему. Однако иногда она сдаётся и уступает, подкрепляя тем самым капризное поведение.

Наказание действенно, если оно используется редко, но является жестоким, действует сразу после неподобающего поведения и прекращается, как только поведение начинает улучшаться. При работе с маленькими детьми, отличающимися взрывным характером, поведенческие консультанты часто предлагают процедуру тайм-аут. Когда ребёнок начинает вести себя агрессивно, его на несколько минут удаляют оттуда, где ему интересно находиться, например, из игровой комнаты.

Идеи Скиннера активно применяются в тренинге взаимодействия родителей с детьми. Разработаны специальные методики, по которым родителей обучают играть с ребёнком, устанавливать для него определённые правила, поощрять и дисциплинировать его.

В поведенческой терапии не ставится задача разрешать внутренние конфликты личности или совершенствовать её. Вместо этого чётко намечается желаемая для человека цель: научиться определённому поведению. Его часто просят вести дневники наблюдения за своими реакциями и регистрировать изменения в лучшую сторону. Используют и метод Репетиции поведения: разыгрываются проблемные ситуации, после чего психотерапевт вместе с клиентом разбирает различные сценарии развития событий. По времени курс поведенческой терапии зависит от степени затруднений клиента и может состоять из десятков сессий, но никогда не длится годами, как в классическом психоанализе.

См. информацию "Услуги психолога в Минске"

 

Фото контактов психолога в Минске

 

Курсы психологии и психоанализа. Групповые и частные консультации. Психолог в Минске - 2016 год