ОСОЗНАННОЕ ОЩУЩЕНИЕ И ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЕ

Метафизика, с точки зрения Объективизма, является крайне обособленным предметом. В своей основе она указывает лишь на факт существования (и следствия этого факта). Она не изучает отдельные существования и не пытается направлять человека в достижении его целей.

Эпистемология, другой раздел в основе философии, является гораздо более сложной и изучает особенности вещей, а также предлагает практическое руководство. Эпистемология изучает природу и средства человеческого познания. Эпистемология основывается на посылке, что человек способен обрести знание только через следование определенным конечным процессам. Отсюда, человек не может обрести идеи по случаю и считать их за знание только из-за симпатии к ним. Почему же нет?

Ответ объективизма распадается на две части. В первой указывается, что знание есть знание реальности, и существующее первично по отношению к знанию. Разум обязан приспособиться к существующему для познания его. При обратной ситуации между разумом и существованием эпистемология будет и невозможна, и не необходима. В том случае, если бы мысли создавали реальность, никакие указания со стороны науки не были бы приложимы; сознание утверждало бы все что хочет, а реальность подчинялась бы этому.

Вторая часть ответа относится к природе человеческого сознания. Существование объективно и для животных, но они не нуждаются в указаниях познания, поскольку их знание чувственно по природе. Человеческое же знание, хоть и базируется на чувственном восприятии, понятийно, а на понятийном уровне знание приобретает новую черту; оно не замкнуто одним и тем же кругом бытия и не является автоматическим и относительно надежным, но в меру открытости и инновационности подвержено ошибкам, искажениям, отрыву от реальности (через наивное экстраполирование либо избегание фактов). В отличие от животных, человек нуждается в методе познания. Ему необходимо учиться пользоваться своим умом, уметь отличать ошибочное от истинного и проверять полученные выводы.

Эпистемология как наука указывает уязвимому понятийному сознанию, каким нормам следовать для достижения знания о независимой реальности. Без такой науки никакие человеческие заключения относительно какого-либо объекта не могут считаться достоверно доказанными. Ответ на вопрос: «Как ты это узнал?» - окажется невозможным.

Изучению понятийного знания, однако, должно предшествовать раскрытие двух больших тем: чувственного восприятия и воли. Исходя из того, что понятия, по объективизму, суммируют чувственные данные, никакое понятие не состоятельно в отрыве от чувственного опыта. Нет никаких врожденных идей, ментальности от рождения. Сознание начинается с 1аЬи1а газа, «чистой доски»; все его понятийное содержание происходит от показаний чувств. Уровень осознанного ощущения/восприятия, поэтому, находится в основе познания и должен быть изучен первым. Нам необходимо установить точную роль чувств в человеческом познании и надежность их информации. В случае ненадежности чувств в качестве инструмента знания о реальном, ненадежными будут и понятия, и познавательная активность должна быть отброшена. Если нельзя доверять зрению, то и знание теряет ценность. Необходимо убедиться и в справедливости предпосылки эпистемологии о не-автоматичности понятийного уровня познания, и выяснить влияние и роль человеческой воли. Если человек использует разум без возможного выбора, разговор о том, как он должен им пользоваться, теряет смысл, и возможность приложения норм к процессу отпадает. Темы чувственного восприятия и воли составляют то, что мы можем назвать вестибюлем эпистемологии. Нам следует обнажить предпосылки понятийного сознания.

 

Курсы психологии и психоанализа. Групповые и частные консультации. Психолог в Минске - 2016 год