Осознанное ощущение и волеизъявление (часть 2).


Эпистемология – это наука, цель которой указывать УЯЗВИМОМУ понятийному сознанию, каким НОРМАМ следовать для достижения знания о независимой реальности.


Без эпистемологии (теории познания) никакие человеческие заключения относительно объектов не могут считаться достоверно доказанными. Ответ на вопрос – КАК ТЫ ЭТО УЗНАЛ? – окажется невозможен. Фундамент человеческого знания – это ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ и ВОЛЯ.


Понятие суммирует чувственные данные, понятие не состоятельно в отрыве от чувственного опыта.


От рождения не даются никакие “ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ” или “МЕНТАЛЬНОСТЬ”. Сознание стартует с TABULA RASA – чистой доски. Все его понятийное содержание исходит от показания чувств. Следовательно, первый уровень – это ОСОЗНАННОЕ ОЩУЩЕНИЕ I ВОСПРИЯТИЕ. Если сделать предположение о том, что чувственные данные не надежны, то и достоверность понятий будет не надежна. Следовательно, верность ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ можно отбросить. Если человек не доверяет зрению, слуху и др. своим ощущениям, то и ЗНАНИЕ СЛЕДУЕТ ОТКИНУТЬ. ТАК ЛИ ЭТО?
Проверить тезис эпистемологии о “НЕАВТОМАТИЧНОСТИ” человеческого знания.  Если окажется, что человек использует разум без возможного выбора, то разговор о том, что он должен им пользоваться теряет смысл и возможность приложения НОРМ К ПРОЦЕССУ отпадает.


Чувственное восприятие и воля – это вестибюль ЭПИСТЕМОЛОГИИ.

Необходимая надежность чувств.


Надежность чувств аксиоматична.

Это такая же аксиома (как и в случае с разумом) находится во вне области доказательств, поскольку предваряет любое доказательство. Демонстрация же состоит в разборке идеи в обратную сторону до данных, предоставленных чувствами.
Эти данные – основание всего последующего сознания. Они самоочевидны. Если человек осознал, что нечто существует, то его средства сознания являются CРЕДСТВАМИ ЕГО СОЗНАНИЯ – т.е. НАДЕЖНЫМИ. Органы чувст не реагируют на ничто. Чувственный опыт – это форма сознания сформулированного в результате воздействия физических агентов (внешних стимулов). Орг.чувств передают информацию в нервную систему и мозг, они не способны к выборке информации или к фантазии. Они не могут интерпретировать свои реакции. Мы не осознаем, что это за объект, а только лишь ЧТО ОН ЕСТЬ.
ЧТО ЭТО? – на этот вопрос отвечает РАЗУМ. Это понятийный уровень – возможны ошибки, поэтому мышление нужно настраивать по правилам. К примеру – добродушный бородач в красной одежде может интерпретироваться ребенком как Дед мороз. Его подводит разум а не чувства (они все правильно выдают). Ошибок ощущений не существует. Напр. Опущенная в воду на 1.2 палка кажется преломленной. Чувства выдают полный контекст фактов – свет проходит ч.з. врду под другим углом.
НАУКА – есть понятийное разматывание данных чувств, никаких других первичных данных у нее нет.
Все человеческие ощущения правильные.


Чувства автоматически суммируют то, что есть.

Формулирование в понятиях включает интерпретацию – совсем не обязательно включающее реальность, организацию данных – не необходимо обусловленных физическими фактами – человек способен “размышлять о небытии”, т.е. о не реальном, вечном двигателе, демонической одержимости, Санта Клаусе.

Эпистемология. Введение. Тезисы.

Проблема понятий (“универсалий”) – центральный философский вопрос. Знание достигается и удерживается в понятийной форме.  Его действенность зависит от действенности понятий.

Понятия – абстракции. То, что воспринимает человек – конкретно. Между понятиями и реальностью должна быть связь. Знания существуют в терминах понятий – если они соответствуют чему-то в реальности, только тогда они реальны и имеют фактическое основание.

Если НЕТ – они не существуют и человеческое знание есть просто ИГРА ЕГО СОБСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ.

Разберем понятие ЧЕЛОВЕК.

Проанализируем, как его рассматривают 4 философские школы.


Крайние РЕАЛИСТЫ (или Платонники). Их схема универсалий такова:
- Понятия (абстракции) существуют в параллельном мире, другом измерении, иной реальности. Объекты в нашей реальности – это их несовершенное отражение. Эти же объекты вызывают абстракции в нашем уме (архетипы, которые мы знали до рождения в этом другом измерении).
ЭТО НЕПРАВДА

«Умеренные реалисты», предшественником которых был (к несчастью) Аристотель. Он полагал, что абстракции существуют в реальности, но они существуют в форме объектов, в форме метафизических сущностей, и что наши понятия соотносятся с этими сущностями.

«Номиналисты» утверждали, что наши идеи есть только образы объектов и что абстракции есть просто «имена», которые мы даем произвольно сгруппированным объектам на основании расплывчатых СХОДСТВ.
«Концептуалисты» разделяли номиналистскую точку зрения, согласно которой абстракции не имеют действительного основания в реальности, но они полагали, что понятия существуют в нашем рассудке как некий род идей, а не образов.

(Сегодня еще существует позиция крайнего номинализма, которая объявляет, что проблема - это бессмысленная проблема, что «реальность» - бессмысленный термин, что мы никогда не можем знать, соответствуют ли наши понятия чему-нибудь или нет, что наше знание состоит из слов - и что слова - произвольное социальное соглашение.)

Если в свете таких «решений» проблемы могут показаться эзотерическими, позвольте мне напомнить вам, что судьба человеческих обществ, знания, науки, прогресса и каждой человеческой жизни зависит от этого. Все поставлено на карту познавательной эффективности человеческого ума.

«Чтобы отрицать человеческий разум, должен быть нарушен концептуальный уровень сознания. При всей сложности и противоречивости постренессансной философии ее рассуждения являются одной последовательной линией, основанием, которое объясняет все остальное: согласованную атаку на человеческую концептуальную способность. Большинство философов не намеревались лишать концептуальное знание законной силы, но его защитники разрушали его больше, чем его враги. Они были не в состоянии предложить решение «проблемы универсалий», то есть: определить природу и источники абстракций, определить связь понятий с данными восприятия реальности и доказать действенность научной индукции... Философы не смогли опровергнуть заявление знахаря, что их понятия были произвольными, как и его прихоти, что их знания не более действительны, чем его откровения».

Вот почему я решила познакомить вас с объективистской эпистемологией, представив свою теорию понятий. Я озаглавила эту работу «Введение», потому что теория представлена вне ее полного контекста. Например, я не включила в работу дискуссию об обоснованности человеческих чувств, так как аргументы тех, кто нападают на чувства, есть просто разновидность ошибочности «заимствованного понятия».

Для целей этой работы действительность ощущений должна быть само собой разумеющимся фактом, и надо всегда помнить: существование существует. (Это, кстати, есть способ перевода в форму суждения и, следовательно, в форму аксиомы, первичного факта, который есть существование.) Пожалуйста, держите в уме полное утверждение: «Существование существует - и акт осознания такого утверждения порождает две последующие аксиомы: что существует нечто, что воспринимает и обладает сознанием, то есть способностью воспринимать то, что существует».

 

Курсы психологии и психоанализа. Групповые и частные консультации. Психолог в Минске - 2016 год