Эпистемология. Введение. Тезисы.

Проблема понятий (“универсалий”) – центральный философский вопрос. Знание достигается и удерживается в понятийной форме.  Его действенность зависит от действенности понятий.

Понятия – абстракции. То, что воспринимает человек – конкретно. Между понятиями и реальностью должна быть связь. Знания существуют в терминах понятий – если они соответствуют чему-то в реальности, только тогда они реальны и имеют фактическое основание.

Если НЕТ – они не существуют и человеческое знание есть просто ИГРА ЕГО СОБСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ.

Разберем понятие ЧЕЛОВЕК.

Проанализируем, как его рассматривают 4 философские школы.


Крайние РЕАЛИСТЫ (или Платонники). Их схема универсалий такова:
- Понятия (абстракции) существуют в параллельном мире, другом измерении, иной реальности. Объекты в нашей реальности – это их несовершенное отражение. Эти же объекты вызывают абстракции в нашем уме (архетипы, которые мы знали до рождения в этом другом измерении).
ЭТО НЕПРАВДА

«Умеренные реалисты», предшественником которых был (к несчастью) Аристотель. Он полагал, что абстракции существуют в реальности, но они существуют в форме объектов, в форме метафизических сущностей, и что наши понятия соотносятся с этими сущностями.

«Номиналисты» утверждали, что наши идеи есть только образы объектов и что абстракции есть просто «имена», которые мы даем произвольно сгруппированным объектам на основании расплывчатых СХОДСТВ.
«Концептуалисты» разделяли номиналистскую точку зрения, согласно которой абстракции не имеют действительного основания в реальности, но они полагали, что понятия существуют в нашем рассудке как некий род идей, а не образов.

(Сегодня еще существует позиция крайнего номинализма, которая объявляет, что проблема - это бессмысленная проблема, что «реальность» - бессмысленный термин, что мы никогда не можем знать, соответствуют ли наши понятия чему-нибудь или нет, что наше знание состоит из слов - и что слова - произвольное социальное соглашение.)

Если в свете таких «решений» проблемы могут показаться эзотерическими, позвольте мне напомнить вам, что судьба человеческих обществ, знания, науки, прогресса и каждой человеческой жизни зависит от этого. Все поставлено на карту познавательной эффективности человеческого ума.

«Чтобы отрицать человеческий разум, должен быть нарушен концептуальный уровень сознания. При всей сложности и противоречивости постренессансной философии ее рассуждения являются одной последовательной линией, основанием, которое объясняет все остальное: согласованную атаку на человеческую концептуальную способность. Большинство философов не намеревались лишать концептуальное знание законной силы, но его защитники разрушали его больше, чем его враги. Они были не в состоянии предложить решение «проблемы универсалий», то есть: определить природу и источники абстракций, определить связь понятий с данными восприятия реальности и доказать действенность научной индукции... Философы не смогли опровергнуть заявление знахаря, что их понятия были произвольными, как и его прихоти, что их знания не более действительны, чем его откровения».

Вот почему я решила познакомить вас с объективистской эпистемологией, представив свою теорию понятий. Я озаглавила эту работу «Введение», потому что теория представлена вне ее полного контекста. Например, я не включила в работу дискуссию об обоснованности человеческих чувств, так как аргументы тех, кто нападают на чувства, есть просто разновидность ошибочности «заимствованного понятия».

Для целей этой работы действительность ощущений должна быть само собой разумеющимся фактом, и надо всегда помнить: существование существует. (Это, кстати, есть способ перевода в форму суждения и, следовательно, в форму аксиомы, первичного факта, который есть существование.) Пожалуйста, держите в уме полное утверждение: «Существование существует - и акт осознания такого утверждения порождает две последующие аксиомы: что существует нечто, что воспринимает и обладает сознанием, то есть способностью воспринимать то, что существует».

 

Курсы психологии и психоанализа. Групповые и частные консультации. Психолог в Минске - 2016 год